От паперти до Неба
Большинство людей, сидящих на паперти, осеняют себя крестным знамением после каждого подаяния. Лишь редкие из них совершают его не размашисто и театрально, не торопливо и стыдясь и не иным, мало естественным образом.
Крест они налагают на себя как-то сжато, аккуратно, но одновременно очень твёрдо и основательно, будто бы вбивают его в себя тремя перстами, впечатывают прямо в душу. И тогда я вспоминаю евангельского мытаря, бившего себя в грудь с одной и той же фразой.
Я останавливаюсь перед ними как вкопанная и таращусь. Хорошо, что им нет до того дела. Потому что они тогда пребывают в настоящем смирении, где пустому просто нет места. Конечно же, когда у меня нет возможности что-то подать я стараюсь просто обнять их или поддержать словом. Но так ли им это нужно…Скорее мне самой.
И я ими любуюсь! Многое, что я вижу в них откликается в самой глубине моего измученного страстями сердца, напоминая мне моего любимого духовного отца. Человека высочайшей образованности, живого ума, многолетней житейской мудрости, огромного как океан сердца, поистине богатырского терпения, а, главное, удивительных по своей силе - скромности, смирения и простоты.
И крестное знамение, которое он совершает абсолютно такое же.
Каждый день своей теперешней жизни я понимаю, что Святое Евангелие, действительно, книга книг! Её можно и нужно читать ежедневно. Хотя бы по одной главе. И, даже, когда ты будешь знать её практически наизусть, она всё равно не перестанет тебя удивлять и открывать тебе то, без выполнения чего до Бога просто не докарабкаться.
Теперь осознаю, как неимоверно долго большинство из нас ходит по земле мёртвыми, думая, что живут. И как спасительно-важно очнуться от этой летаргии, чтобы не остаться мёртвым и перейти таким в Вечность!
Благополучные и успешные для мира, но пустые и потерянные для Бога, мы всем своим существом сосредоточены на внешнем и материальном, от которого в Вечности не останется и следа.
Нам некогда смотреть в глубь себя и заниматься своей душой! То и дело мы озираемся по сторонам, суетимся, сравниваем, пытаемся угнаться за ускользающей от нас молодостью и красотой, насытится всеми видимыми и искусственно-созданными благами, максимально удовлетворить свои похоти, запастись впрок, застраховаться, а там – хоть трава не расти!
Какой Бог? Кто Его видел этого Бога? Мало ли что там и кто пишет и говорит? Мы сейчас живём!
А Он ждёт нашего к Нему обращения и терпит каждого. Тогда как мы продолжаем плевать в Него, распятого ради нашего спасения на Кресте…
Пытаясь спасти нас, Он посылает нам скорби. Единицы спасаются уже первыми испытаниями, единицы страдая не ропщут, единицы меняют основательно всё и сразу. Но не большинство.
Полная духовная слепота большинства сменяется мнимой набожностью, что становится худшим. Фарисейство живёт. И вот мы уже регулярно посещаем храм, выбираем «правильную» одежду, соблюдаем необходимые «условности православной жизни», много трезвоним промеж собою о том как надо и как не надо, а о самих себе и главной цели, спасении собственной души – забываем. Становимся теми самыми разукрашенными гробами, с глазами, в которых не бревно, а целый лесоповал…
А ведь у тех на паперти может и нет ничего внешнего, зато внутри есть - всё. Весь мир. Вот с ним и уйдут. И с ним пребудут в Вечности.
А мы с чем? С запасами? С никогда неудовлетворенными похотями? С красивыми платочками, правильными поклонами и умными речами? С ропотом и причитанием – за что?
И в Вечности фасадом уже не прикроешься и раскаяться не сможешь и изменить ничего тоже. Каким пришёл в мир нагим, таким и уйдёшь из него и предстанешь перед Господом на суде.
Тем Богом, которого мы не видим, но который, я знаю точно - есть.
_________
Самара,
16.04.19г.